Судьба. Часть I - Судьбоанализ Липота Сонди



"С самого рождения человек является носителем той судьбы, которая навязана ему предками, но со временем он становится способным к самостоятельному выбору свободной судьбы. Он постоянно находится на пути к свободе.
Человек приходит в мир с клубком наследственно-обусловленных противоречий побуждений и структуры Я. Его персональная задача состоит в том, чтобы распутать этот клубок, постепенно осознать и построить из противоречивых "наследственных возможностей" предков свою собственную свободную судьбу.
Как структура побуждений, так и судьба индивида - в том виде как он их проживает, преодолевает или становится жертвой - всегда являются результатом взаимодействия разнообразных внешних и внутренних факторов.[...]

1. Картина человека формируется на основании фигур предков из родового бессознательного.
2. Построение судьбы индивида индивида происходит в следствии выборов в любви, дружбе, профессии, форме болезни и способе смерти.
3. Родовое бессознательное с его "фигурами предков", генотипами (В. Иогансен) является наследственной основой для всех вариантов судьбы индивида. В свою очередь, эти образы предков проявляются двояко, а именно: а) если "Я" и его связь с Духом слишком слабы для свободного выбора из разнообразных форм экзистенции, то человек, попадая под влияние своих предков, бессознательно повторяет родовую навязанную судьбу; б) напротив, если "Я" является достаточно сильным и его путь к Духу свободен, то оно способоно - с помощью Духа - защитится от притязаний больных предков и свободно выбирать находящиеся в родовом бессознательном здоровые, высокоразвитые фигуры предков в качестве "образцов и фигур" (Рильке) для собственной экзистенции.
4. Таким образом, человек в судьбопсихологии имеет два лика, как Янус, а именно навязанность и свободу выбора. [...]
5. На основе таким образом познанной сущности мы называем этих людей homo elector (человек выбирающий), т. е. тех, кто в зависимости от выбора "Я" проживает либо навязанную, либо свободную судьбу.[...]



Структура навязанной и свободной судьбы обуславливается следующими факторами.
1) Наследственные притязания "образов и фигур" (Р. М. Рильке) тех предков, которые динамично-функционально присутствуют и проявляют себя в родовом бессознательном личности.
2) Специфическая природа побуждений, ядро которых имеет наследственное происхождение, но все таки изменяется под воздействием бессознательной защитной деятельности "Я" (З. Фрейд) в течении жизни и выражается в качестве индивидуальных потребностей и побуждений/
3) Социальное окружение, способствующее проявлению одних экзистенциальных возможностей и препятствующее развитию других.
4) Ментальность, т.е. мировоззрение эпохи, в которую живет личность, а также интеллектуальные способности и таланты, формирующие и управляющие судьбой.
5) Сознательное "Я" с его стремлением к реализации, с его властью, образованием идеалов и его "Сверх-Я", которое при благоприятных обстоятельствах посредством свободы выбора преодолевает границы навязанной судьбы - наследственности, природы побуждений, социального и ментального окружения.
6) Дух, с помощью которого можно достигнуть свободной, самостоятельно выбранной судьбы.


При неблагоприятных обстоятельствах обессиленное "Я" попадает в ловушку навязанной судьбы и повторяет жизненный путь одного из предков.
Человек имеет не единственную судьбу, как считают даже современные последователи древней науки ананкологии (учения о судьбе), а располагает многими возможностями, часто даже с противоположной направленностью. [...]

Поэтому судьбоанализ говорит, что человек должен осознать собственные экзистенциальные возможности с вершины своего личного становления, а спустится затем с нарциссической вершины Самости к человечеству. Таким образом, достигнув вершины своего существования, он должен сделать выбор между эгоистичной любовью к себе и любовью к человечеству. В этом и состоит судьбоформирующая задача homo elector. Если он выбирает эгоистичную любовь становления Самости, то ему угрожает катастрофа одиночества. А если, наоборот, он переносит любовь на все человечество, то может продолжать путь своего становления.
Через ежедневное превращение, изменение мировоззрения, преобразования разума (метанойя), гуманизирующийся человек постоянно движется по пути своего становления. [...]

Человек вынужден постоянно считаться с такими факторами в его жизни, как наследственность, климат, культура, религия, политика. зарплата, семья и т.д. Пересечение всех этих зависимостей создает для человека целый водоворот случайностей, предугадать и контролировать который очень и очень сложно. Эти факторы образуют по определению Л.Сонди "навязанную судьбу" человека и связанны с его прошлым, с судьбой его предков.
Навязанная судьба человека является генетически детерминированной. Его жизненные выборы представляют собой генные реакции и обусловлены действием прежде всего, латентно-рецессивных генов.



Навязанная судьба является состоянием, в котором доминируют:
1) коллективная и родовая наследственность;
2) вегетативная природа побуждений;
3) социальный статус, навязанный человеку от рождения;
4) мировоззрение, передаваемое через родовые и социальные традиции. [...]

В жизни конкретного индивида влияние его родовых доминирующих потребностей проявляется в направлении генетически обусловленного им выбора супруга, друзей, профессии, однако также может навязать ему выбор болезни или способа смерти. Такое "взаимное притяжение родственников" в сфере социальных отношений , когда заключая браки и вступая в дружбу, люде предпочитают генетически сходных индивидов, - Л. Сонди назвал генотропизмом.
"Индивидуальный генотропизм человека - это его судьба. А судьба может сделатся видимой через те генотропические выборы, которые человек совершает. Отсюда аксиома судьбоанализа: "Посмотри на побудительные выборы человека, и ты узнаешь, что собой представляют его родственники и он сам, а также какая судьба его ожидает."


По мнению Л.Сонди, человек постепенно, по мере возрастания своей зрелости, постигая закономерности бытия, получает наконец шанс выбирать, исходя из своих возможностей. Действительно, осознавая свою глубинную специфичность, человек начинает понимать, что ни один из факторов, обуславливающих его жизнь, не предопределяет ее строго и однозначно.
«После осознания человеком навязанности судьбы его "Я" может свободно выбирать иную форму экзистенции».
Следовательно, при осознании этих факторов «навязанной судьбы» ведущее положение начинает играть не предопределение, а самоопределение человеком своей жизни, в ситуации выбора из имеющихся у него возможностей.



Такое осознание человеком своих возможностей, которые открывают ему подлинный способ и смысл его бытия, при реализации наиболее предпочитаемого выбора у Л.Сонди принимает значение «свободной судьбы».
«Мы говорим: судьба - это выбор, и различаем два типа действий, связанных с выбором. Во-первых, это бессознательные действия, управляемые наследственными задатками. На данном этапе бессознательные притязания предков направляют личность в выборе любви, дружбы, профессии, различных форм заболевания и способа смерти. Часть судьбы, которая бессознательно реализуется через латентный образ предков, мы называем родовой навязанной судьбой. Во-вторых, это сознательные действия, которые направляются персональным «Я» личности. Эта часть судьбы является нашей персональной, самостоятельно выбранной судьбой. Родовая навязанная судьба и персональная самостоятельно выбранная (или - «Я») судьба составляют целостность судьбы»." (с) Липот Сонди "Судьбоанализ"

Судьбоанализ (Липот Сонди)



Человек может влиять на свою индивидуальную судьбу через самопознание, через выбор социального окружения, через развитие ума и через изменение мировозрения.
Но надо помнить, что выбор "свободной судьбы" ограничен очень жестко временными рамками жизненного пути.
Оставаясь в токсичных отношениях, женщина и ее дети с каждым прожитым в абьюзе днем, сокращают свои возможности влиять на судьбу. Обессиленная насилием личность теряет возможность к изменениям, утрачивая даже вероятность наступления счастья, разрушаясь и телесно и духовно.
В каждый момент своей жизни мы находимся в точке выбора и то, где мы окажемся завтра, мы определяем сегодня. Мы можем сделать ошибки в выборе партнера, профессии, друзей, но также мы можем исправлять эти ошибки, покидая все то, что разрушает и ослабляет нас.

Берегите себя!


...зло всегда связано не с природой, а с чьей-то личностью, ибо только личное существо – ангел или человек – имеет свободу воли. В природе же как таковой в принципе нет зла. Другими словами, зло всегда отвечает на вопрос «кто», а не «что». (с)


Символ этой записи - Мойры. В греческой мифологии богини человеческой судьбы, дочери Зевса и Фемиды. Наиболее известны три м. - Лахесис («дающая жребий»), Клото («прядущая») и Атропос («неотвратимая»). В литературе их изображали зловещими старухами, постоянно прядущими нить человеческой жизни.

Участвуйте в прядении своей судьбы:-)


Становление личности: что укрепляет характер. Часть III
Пользователь li_nconnue сослался на вашу запись в своей записи «Становление личности: что укрепляет характер. Часть III » в контексте: [...] ов."(с) Липот Сонди "Судьбоанализ" http://femina-vita.livejournal.com/20853.html [...]