Факторы, провоцирующие аддиктивное поведение. Начало.

Всем доброго времени суток!

По материалам книги Б.Р. Мандель "Психология зависимостей (аддиктология)"

Еще немного о природе и механизмах зависимостей.

"Созависимость бывает связанна с полом, что отражает дискриминацию по половому признаку. Проявление дискриминации по половому признаку (сексизм) имеет место даже в наиболее развитых современных обществах (modern sosieties). Социодинамическая психиатрия при анализе аддиктивного поведения и созависимости, как и других психических нарушений, учитывает групповую принадлежность пациентов. Идентичность и стиль жизни человека обусловлены социальной группой, ее динамикой и социальной энергией. (1) Последняя как сила, которую люди дают друг другу, необходима для самой жизни. Если новорожденный ребенок не получит социальной энергии, он погибнет.Влияние групповой динамики начинается уже в пренатальной фазе посредством связи ребенка с психическим состоянием матери, ее самочувствием, отношением к беременности и др. Особое значение имеет ранний постнатальный период, когда ребенок на уровне интуиции воспринимает окружающую его социопсихологическую ситуацию и, прежде всего, отношение к нему матери. Групповая динамика определяет индивидуальные реакции, особенности общения, формирует систему предпочтений. Она представляет собой нечто большее, чем простая сумма взаимодействий и ролевого поведения отдельных членов группы. В групповой динамике проявляется влияние подсознания, при чем не только индивидуального, но и коллективного.Групповая динамика влияет на особенности воспитания в детском возрасте. Это влияние может быть как деструктивным, так и конструктивным. Конструктивная динамика поддерживает развитие, формирование позитивной идентичности, способности к продуктивному общению. Деструктивная групповая динамика мешает развитию, происходит фиксация на страхе, воспитывается чувство стыда, комплекса вины и неполноценности.(2) Конструктивная и деструктивная групповые динамики отражают проявления конструктивной и деструктивной социальной энергий. Конструктивная социальная энергия является энергией развития взаимопонимания, социального интереса к общению. [...]


Человеческая жизнь, как известно, проявляется внешне в поведении и деятельности. (3) Сложная взаимосвязь этих форм активности часто приводит к тому, что их трудно отделить друг от друга и разграничить. Тем не менее, существенные их различия очень важны. Человеку вообще свойственно рассудочное поведение. Это значит, что его поступки, составляющие характер поведения, определяются интеллектуальным "высвечиванием"существующих между предметами связей и отношений. Многие наши поступки и особенности поведения со временем становятся привычками, т.е. автоматизмами. Автоматизируя действия, привычка делает движения более точными и свободными. Она уменьшает степень сознательного внимания, с которым совершаются эти действия. Образование привычки означает появление не столько нового умения, сколько нового мотива или тенденции к автоматически выполняемым действиям. Другими словами, привычка - это действие, выполнение которого становится потребностью.
Приобретение привычки с физиологической точки зрения есть не что иное, как образование в мозговых структурах устойчивых нервных связей, отличающихся повышенной готовностью к функционированию. (4) Система таких нервных связей служит основой более или менее сложных форм поведенческих актов, которые И.П. Павлов называл динамическими стереотипами. В комплекс нервных структур, обеспечивающий привычный образ действий, как правило включаются и механизмы эмоционального реагирования. Они вызывают эмоционально положительное состояние в период реализации привычки и, напротив, рождают отрицательные переживания в обстоятельствах, мешающих ее осуществлению. (5)
Учитывая важное свойство нервной системы легко формировать и закреплять привычки, даже если они являются ненужными или вредными (курение, увлечение спиртными напитками и т.п.), можно смело утверждать, что процесс рассудочного управления привычками есть, таким образом, управление поведением. (6) Ведь даже вредные привычки, явно наносящие ущерб здоровью организма, со временем начинают восприниматься как нормальное явление, как нечто необходимое и приятное. И тогда смысл управления поведением заключается в том, чтобы вовремя заметить предпосылки к образованию ненужной или вредной привычки и устранить их, чтобы не оказаться в ее плену. (7) Руководить привычками, формировать только полезные для развития личности, для здоровья и повседневной деятельности привычки - значит сознательно и целенаправленно совершенствовать стиль своего поведения. Только в этом случае нервная система человека становится его надежным другом, а не врагом. Человек в значительной степени сам предопределяет свою судьбу, так как реализует свое повседневное поведение через хорошие или дурные привычки, ведущие к соответствующим последствиям. (8)[...]

Каждый человек, в принципе, должен изучить себя и найти тот уровень стресса, при котором он чувствует себя наиболее "комфортно", какое занятие он бы не избрал. В противном случае может развиться дистресс безделья или дистресс перезагрузки. Именно с работой, с повседневной деятельностью бывают связанны состояния стресса - дистресса. И, пожалуй, здесь же кроется причина дистресс крушения ведет к дальнейшим неудачам.Специалистам известно, что "стресс рухнувшей надежды" со значительно большей вероятностью, чем стресс от чрезмерной мышечной работы, приводит к заболеваниям. Умственное перенапряжение, неудачи, неуверенность, бесцельное существование - самые вредоносные стрессоры. (9) Стресс - неспецифическая реакция организма на ситуацию, которая требует большей или меньшей функциональной перестройки организма, соответствующей адаптации. Естественная природа стрессовых реакций проявляется в том, что жизнь без стресса немыслима, "а полная свобода от стресса, - как пишет Г. Селье, - означает смерть". Важно иметь в виду, что любая новая жизненная ситуация вызывает стресс, но далеко не каждая из них бывает критической. Критические состояния переживаются человеком как горе, несчастье, истощение сил и сопровождаются нарушением адаптации, контроля, деструкциями, препятствиями самоактуализации личности.

Человеческая психика - это очень гибкая, приспосабливающаяся, быстро реагирующая, высокоэффективная, самовостанавливающаяся система, обладающая большим запасом прочности и огромными резервами. Но все же и у такой замечательной системы есть свои слабые стороны и предельные пороги выносливости. (10) Что если количество стрессоров и их психотравмирующие уровни превысят порог нервной системы? Что если человек продолжительное время испытывает постоянное давление разнообразных стрессоров и нет ситуации разрешения (т.е. наблюдается полиморфный стресс в стадии накопления), она просто невозможна по независящим от индивида обстоятельствам? Психика, в норме, начнет давать сбои, выражающиеся в неадекватном, деструктивном поведении. (11) Затем включаются защитные механизмы психики, ограждающие систему от разрушения. В связи с этим депрессию и аутизм можно рассматривать, как некую защитную реакцию психики на запредельные уровни воздействия. В силу отмеченных выше естественных свойств психики автоматически нарабатывать и закреплять стереотипы и формы поведения (привычки) деструктивные формы поведения становятся для человека стилем жизни, основными формами поведения, избавиться от которых (не смотря на оптимистичные взгляды некоторых ученых) крайне сложно для конкретного индивида. (12)[...]

Аддиктивное поведение рассматривается большинством авторов, стоявших у начала разработки этой проблематики, как одна из форм деструктивного (разрушительного) поведения, т.е. причиняющего вред человеку и обществу. Аддиктивное поведение выражается в стремлении к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, что достигается различными способами - фармакологическими (прием веществ, воздействующих на психику) и нефармакологическими (сосредоточение на определенных предметах и активностях, что сопровождается развитием субъективно приятных эмоциональных состояний). Алкоголизм, например, как одна из форм аддиктивных реализаций рассматривается как болезнь, к возникновению которой привели аддиктивные формы поведения.
В возникновении аддиктивного поведения имеют значения личностные особенности и характер средовых воздействий. (13) Личности с низкой переносимостью психологически дискомфортных состояний, возникающих в повседневной жизни естественных периодов спада, более подвержены риску появления аддиктивной фиксации. Такой риск также может увеличиваться при встрече с трудными социально неблагоприятными, психотравмирующими ситуациями, такими как утрата прежних идеалов, разочарование в жизни, распад семьи, потеря работы, социальная изоляция, утрата близких или друзей, резкая смена привычных жизненных стереотипов. [...]

В настоящее время представляется возможным выделить следующие виды аддиктивных реализаций:
- употребление алкоголя, никотина;
- употребление веществ, изменяющих психическое состояние, включая наркотики, лекарства, различные яды;
- участие в азартных играх, включая компьютерные;
- сексуальное аддиктивное поведение;
- переедание и голодание;
- "работоголизм";
- телевизор, длительные прослушивания музыки, главным образом, основанной на низкочастотных ритмах;
- политика, религия, сектантство, большой спорт;
- манипулирование со своей психикой;
- нездоровое увлечение литературой в стиле "фэнтези" и "дамскими романами", эзотерикой и т.д.
Совершенно естественно, что не все эти виды аддиктивного поведения равнозначны по своему значению и последствиям для человека и общества. Этого иногда не понимают, приравнивая, например, увлеченность рок-музыкой к наркомании. Здесь имеется общее аддиктивное звено, однако это совершенно разные по своему содержанию , развитию и последствиям явления. [...]

Во всех случаях развитого аддиктивного поведения мысли человека заняты способами реализации аддиктивных стремлений, апперцепцией их удовлетворения. (Апперцепция - влияние на восприятие предметов окружающего мира предшествующего опыта и установок индивида). Само размышление на эти темы уже вызывает чувство эмоционального возбуждения, волнения, подъема или релаксации. Так и достигается начало желаемого эмоционального изменения, возникает ощущение контроля над собой и ситуацией, чувство удовлетворенности жизнью. Аддиктивное поведение сначала создает иллюзию решения проблем, спасения от стрессовых ситуаций путем своеобразного бегства, избегания переживания последних.В этой особенности аддикции содержится большой соблазн - хочется идти по пути наименьшего сопротивления. Создается субъективное впечатление, что обращаясь к фиксации на каких-то предметах или действиях, можно не думать о своих проблемах, забыть о тревогах, уйти от трудных ситуаций, используя различные варианты реализаций (порой уже аддиктивных).Однако в случае аддиктивного поведения последнее становится стилем жизни, в процессе которого человек оказывается в ловушке постоянного ухода от реальной действительности, от взаимодействия с окружающими. (14)

************************************************************************************
Разберу этот текст исходя из моих представлений о таких явлениях, как абьюз, психотравма насилия, созависимость.

1.Что есть стиль жизни человека? Это особенности его поведения, общения, склада мышления. Прямое воздействие на эти особенности оказывает социальная среда, в которой растет, развивается, живет индивид. Макро- и микросреда обитания. Ценности среды, ее динамика и энергия оказывает влияние на человека. Абьюз в отношении женщин и детей испокон веков считается нормой, так как эти две социальные группы обладают большей уязвимостью, чем мужчины. В современном обществе потребления абьюз приобрел новые нюансы: прямое физическое использование осуждается развитым обществом, а психологическое массово культивируется. Заворачивается все в прекрасные фантики индивидуации, свободы личности. Но будет иллюзией считать свободу личности равноценно доступной, как мужчинам, так женщинам. Даже такое социальное явление, как "воскресный папа", через клише "дети должны общаться с отцом" говорит о том, что свобода личности распространяется далеко не на всех: т.е. дети должны мужчине общение, и женщина должна нести все тяготы репродуктивного труда, а у мужчины есть право общаться, особенно это право ярко "педалируется" под лозунг "я плачу алименты". Или другой пример, мужская карьера приоритетнее женской, потому что приносит больше дохода; нереализованная профессионально женщина как бы личностно теряет меньше, чем карьерно нереализовавшийся мужчина (к слову, эта причина часто служит для мужчин оправданием их алкоголизма).

2. И эта групповая динамика начинает стигматизировать женщин с рождения на жертвенность, всепрощение, мягкость. Идет прямой запрет на выражение агрессии, гнева, защиту своих интересов. Реализуется эта стигматизация через угрозу потери идентичности (девочки себя так не ведут, такое поведение неженственно и т.д.) Деструктивная групповая динамика мешает развитию, происходит фиксация на страхе, воспитывается чувство стыда, комплекса вины и неполноценности. (с)

3. Человеческая жизнь, как известно, проявляется внешне в поведении и деятельности. (с) Такое воздействие среды приводит к тому, что из женщины изначально формируют личность, склонную к эмоциональной зависимости от партнера. Она будет прощать, терпеть дурное отношение к себе, потому что поступать иначе равно быть неженщиной. Женщина будет подчинять свои жизненные интересы целям семьи, своего партнера, потому что иначе она рискует быть изгнанной из социальной группы, прослывет маргинальной.

4. "Женственное" поведение закреплено на уровне устойчивых нервных связей, в мозговых структурах, отличающихся повышенной готовностью к функционированию. Даже с теми людьми, которые опасны, которых можно считать врагами, у многих женщин не получается включить "двойную мораль": не могут скрывать информацию, лгать, защищать свои интересы (речь идет о значимых близких - родителях, бывших партнерах). Противостояние дается дорогой эмоциональной ценой - женщина проживает сильную фрустрацию от того, что она - "плохой" человек. По сути, сформированные социумом устойчивые нервные связи, заставляют вести женщину аддиктивно - уходить от реальности в разные зависимости: от социально приемлемых - трудоголизм, ведичество, веганство, преданность семье и т.д, до порицаемых - алкоголизм, курение.

5.Правильные аддиктивные привычки женщин подкрепляются проживанием положительных эмоций - "я прекрасная мать", "замечательная жена", "красивая, сексуальная" и т.д. Невозможность реализовать что-либо из женского списка счастья приводит к глубокой фрустрации, наполненной крайне негативными эмоциями. Т.е. даже в случае успешной самореализации женщина на глубинном уровне будет страдать от отсутствия в ее жизни партнера, семьи, детей; она будет постоянно искать рациональные оправдания тому, что она счастлива, не проживая это состояние на уровне чувств и эмоций.

6. Но хорошая новость состоит в том, что если осознать некоторые вещи на уровне ума, если пройти через весьма болезненную смену парадигмы мышления, то можно избавиться от аддиктивных привычек, перейдя к рассудочному управлению своим поведением. Осознание реальности, отстройка своей системы ценностей, формирование психологического позвоночника (Эго) происходит в уме женщины - это битва с самой собой, которую выиграть не просто, но можно. Считаю одной из самых сложных побед - избавление от привычки к эмоциональной зависимости от мужчин (их мнений, оценок, взглядов на жизнь). Это не значит, что мужской пол обесценивается. Освобождение от привычки впадать в эмоциональную зависимость означает - перестать проживать негативные эмоции от несоответствия чьей-либо картине мира. Принцип такой: да, не соответствую, но не умираю и не разрушаюсь от этого.

7. Если сформировать навык отслеживания маркеров "впадания" в зависимость, то можно сильно изменить свою жизнь - появляется возможность управлять своим поведением, своевременно сознательно меняя его, а не проводя реанимацию разрушенного человека (с каждой поломкой личности ресурсов подниматься все меньше - трудности не закаливают, они подрывают веру в себя, в жизнь и людей). Профилактика лучше лечения.

8.После травмы насилия (абьюза) очень важно сформировать новые привычки, утверждающие вашу жизнь и личность. Такие хорошие и полезные привычки, безусловно, надо сформировать и у своих детей. И в первую очередь - это любовь к себе, которая ничего общего не имеет с эгоизмом. Это забота о себе (я здоровый и счастливый могу заботится о себе и своих ближних), это навыки распознавания плохого отношения к себе (манипуляций, психологического насилия) и развитие критического мышления (привычка не принимать на безусловную веру ничего и ни от кого, даже от родителя), которое ни раз выручит вашего ребенка из трудной жизненной ситуации.

9. Многие, кто вышел из абьюза, пережили ужасный период тотального "плохо" (или проживают), задаваясь вопросом: "почему никак не получается прийти в себя?". Ведь до этой ситуации и с более сложными жизненными ситуациями успешно справлялись. Абьюз страшен тем, что он убивает психологически - так "плохо" из-за проживания стресса "рухнувшей надежды". Очень долго партнерши агрессоров надеются на то, что все наладиться, рационализируя дурные поступки в отношении себя разными оправданиями ( тяжелое детство, трудный характер, все мужчины такие, проблемы в бизнесе и т.п.)

10. В этих своих надеждах многие женщины доходят до своего порога выносливости, и есть случаи, когда они заступают за это порог. Мне хочется предложить просто посмотреть на любые сложные межличностные отношения с другого угла: не важно какой ты и почему, я все могу понять, но со мной так нельзя. Если ты не контролируешь свое поведение, то ты болен, а договариваться с твоей болезнью я не буду, могу помочь преодолеть, но на безопасных для моего психического и физического здоровья условиях.

11. Если этого не сделать, то любая психика даст сбой, который выплеснется в деструктивном поведении. И тогда появятся в ваш адрес обвинения в истеричности и неадекватности, которые являются всего лишь нормальными реакциями на насилие, на человека, который не управляет своими поступками и поведением. Близкие отношения с такими людьми приводят к тому, что вы инфицируетесь, и тоже перестаете управлять своим поведением и поступками.

12. И эта неспособность управлять своим поведением может стать уже и вашим стилем жизни, не смотря на выход из абьюза. Прекрасный тому пример абьюз, через который человек прошел в детстве. С некоторыми привычными аффективными реакциями приходится бороться всю жизнь. Например, в состоянии острой нехватки времени, человек начинает орать, как орала его мать или отец - происходит утрата контроля над своим поведением.

13. Мне хотелось бы сказать, что выход из любой зависимости происходит через проживание периода сильных негативных эмоций и тяжелых психологических состояний. Длительность и глубина этого периода зависит от личностных особенностей (темперамента, состояния нервной системы, предыдущих психологических травм, длительности зависимости, глубины повреждений) и социальной среды исцеляющегося человека. Во время борьбы с любой зависимостью удаляйте из жизни людей, не способных вас поддержать.

14. Борьба с любой зависимостью требует от человека терпения, смирения и воли, продолжать действовать намеченным способом. Берегите себя!
Факторы, провоцирующие аддиктивное поведение. Начало.
Пользователь wolfs_eyalash сослался на вашу запись в своей записи «Факторы, провоцирующие аддиктивное поведение. Начало.» в контексте: [...] Оригинал взят у в Факторы, провоцирующие аддиктивное поведение. Начало. [...]