Факторы, провоцирующие аддиктивное поведение. Окончание.


По материалам книги Б.Р. Мандель "Психология зависимостей(аддиктология)".

"Аддиктивный подход к разрешению проблемных ситуаций зарождается в глубине психики, он характеризуется установлением эмоциональных отношений, эмоциональных связей не с другими людьми, а с неодушевленным предметом или активностью. Человек нуждается в эмоциональном тепле, интимности, получаемой от других и отдаваемых им. При формировании аддиктивного подхода происходит замена межличностных эмоциональных отношений проекцией эмоций на предметные суррогаты. Лица с аддиктивным поведением стараются реализовать свое стремление к интимности искусственным образом. (1) На сознательном уровне они используют для самозащиты механизм, который можно назвать "мышлением по желанию". Оно заключается в том, что человек вопреки логике причинно-следственных связей считает реальным, допускает до себя, до области своих переживаний то, что соответствует его желаниям - содержание мышления при этом в свою очередь подчинено эмоциям, которые у аддикта тоже искусственно обеднены, "заведены в туннель" и представляют собой на полноценную эмоциональную картину, а лишь некие эмоциональные подвижки.(2)[...]

Для аддикта типична гедонистическая установка в жизни, т.е. стремление к немедленному получению удовольствия любой ценой. Такая установка - часто продукт неправильного воспитания в детстве, либо последствия перенесенных позднее психологических травм, либо (что на практике встречается чаще) компенсаторная реакция психики на разрушительное воздействие ПНС (полиморфный накопленный стресс). (3) Мышление по желанию оправдывает такую установку, человек не обращает внимания на последствия, которые могут быть неблагоприятными и даже опасными. (4)
Особенности аддективного отношения к предметам или активностям могут быть лучше понятыми, если продолжить сравнение характера отношений с предметами в условиях нормы: в обычных ситуациях люди используют те или иные предметы утилитарно, пользуются ими для удобства, комфорта и т.д. Для аддиктов те же предметы, если они включены в аддиктивное звено, становятся все более значимыми, приобретают "одушевленный" характер, посредством их аддикты удовлетворяют все в большей степени свои эмоциональные потребности.(5) Отношения с предметами, включенными в аддикцию, становятся интимными, эмоциональными. Создается ложное впечатление эмоционального комфорта, стабильности.
Сейчас мы говорим об очень глубоком психологическом механизме аддиктивного поведения, без которого понимание аддикции оказывается неполным и односторонним: стремление к искусственному изменению психического состояния в рамках аддиктивного поведения может реализоваться, как уже говорилось, не только приемом веществ, изменяющих психическое состояние, не только путем специальных психологических упражнений, прослушиванием ритмической музыки, но и посредством установления болезненной привязанности, проекции эмоций интимности, доверия на предметы, активности, которые сами по себе не являются ни наркотиками, ни психостимулянтами, а лишь обычными повседневными предметами и явлениями. Таким образом, аддикция выражается в установлении патологических отношений с предметами, в процессе чего изменяется социальная или биологическая функция предмета, (активности) (6) - например, пища теряет свою основную питательную функцию, становясь средством эмоционального возбуждения; лекарства, применяемые при различных заболеваниях, становятся средством изменения психического состояния, для чего употребляются в больших дозах при отсутствии каких-либо медицинских показаний и т.п.[...]

Эмоциональные отношения с людьми при аддиктивном поведении все больше нарушаются. Это выражается в уменьшении общительности, в уходе от реальности, в нарастающей изоляции от других юдей. Аддикция становится универсальным способом этого бегства от реальной жизни. (7)
Довольно часто встречается такой пример аддиктивного поведения, как аддиктивное отношение к домашним животным. Например, при наличии проблем во взаимопонимании родителей и взрослых детей родители переносят всю свою теплоту и заботу на кошечек и собачек, устанавливая с ними особо теплые отношения, замещая этими милыми тварями то место в жизни, в душе и сознании, которое ранее принадлежало детям. Изменение настроения в процессе аддиктивных реализаций создает иллюзию внутреннего благополучия. Используемые в аддиктивном поведении предметы и активности заменяют экзисинциальное человеческое общение. Лица, окружающие аддикта, воспринимаются им как объекты, предметы для манипуляций, что, в свою очередь, приводит к нарастанию отрицательного отношения к аддиктам со стороны знакомых и близких и способствует их изоляции в обществе. [...]

В психологической практике, при работе с аддиктом может создаться впечатление, что, в связи с гедонистической установкой, стремлением к удовольствиям, эгоцентричностью, аддикты, в общем, заботятся о своих интересах, беспокоятся о себе, своем здоровье. Однако на самом деле отношение аддикта к себе крайне упрощено, обычно подчинено определенной схеме. Очевидно не случайно аддикты в разговорах о своем здоровье часто сравнивают себя с машинами, роботами, а к болезням относятся как к механическим деффектам, которые нужно просто "починить". Отсюда и вытекает приверженность к "простым" методам лечения, занимающим мало времени, легкая соглашаемость на хирургические вмешательства и т.п. Механичность мировосприятия аддикта обусловлена, в первую очередь, глубокими нарушениями в звене внешнее/внутреннее. Это, в большинстве совоих случаев, еще не патология, но уже, безусловно, и не норма, некое приграничное состояние, которое порождается аддиктивностью и, включаясь в аддиктивное звено, еще более углубляет картину происходящего с аддиктом. Мир, соприкосновение с ним, воспринимаются аддиктом иррационально и поверхностно. Ориентированные на аддиктивную форму гедонистических реализаций, аддикты словно отторгают от себя окружающее, дистанцируются от него и от всего, что так или иначе не связанно с аддиктивной реализацией. Аддикт относится к окружающему , как, например, мы относимся к холодильнику, поставляющему продукты питания, удовлетворяющие чувства голода. Наиболее ярко аддиктивное восприятие проявляется в специфической реакции на неблагоприятные воздействия окружающего - стремясь уйти, изолироваться от всего мешающего, аддикт при соприкосновении с негативностью иррационально находит и в этом некий позитив для приложения к своей реализации. (8)[...]

Одна из особенностей аддиктивного поведения связана с понятиями постоянства и предсказуемости. Как известно, обычные межличностные отношения характеризуются динамикой, в процессе контактов происходит обмен мнениями, взаимное обогащение, усвоение опыта. Человек встречается с новыми ситуациями, подходами, что стимулирует его развитие. Аддиктивные отношения с предметами-суррогатами лишены этих динамических особенностей, имеет место фиксация на заранее предсказуемой эмоции, которая достигается стереотипным способом.(11) Таким образом, отношения аддиктивного типа оказываются сравнительно стабильными и предсказуемыми. Однако эта стабильность и предсказуемость содержит в себе что-то мертвое, застывшее, задерживающее развитие человеческой личности.
Для лиц с аддиктивным поведением характерна иллюзия контроля своих аддиктивных реализаций. Аддикты убеждают других и, прежде всего, самих себя, в том, что в любое время они, с одной стороны, могут, прибегая к аддиктивному уходу, снять напряжение, забыть о неприятностях, с другой - при желании прекратить аддиктивную реализацию. Нередко в стратегию аддиктивного поведения включаются защитные проекционные механизмы, когда проблему идентифицируют где угодно - в неудачном браке, конфликтах на производстве, кризисе в стране и др., но только не в самом аддиктивном поведении.[...]

Итак, основные этапы развития аддиктивного поведения:"точка кристализации", становление аддиктивного ритма, формирование аддикции как интегральной части личности, полное доминирование аддиктивного поведения.
"Точка кристаллизации" появляется в связи с переживанием интенсивной положительной эмоции (или устранением отрицательной) при определенном действии . Возникает понимание, что существует способ, вид активности, с помощью которого можно сравнительно легко изменить свое психическое состояние.
Аддиктивный ритм выражается в определенной последовательности прибегая к средствам аддикции. Этот ритм коррелирует вначале с жизненными затруднениями и определяется порогом их переносимости. Имеет место внутренняя борьба, осцилляция (периодический во времени и/или пространстве процесс изменения чего-либо; колебания) между естественными и аддиктивными стилями жизни.
Постепенно аддиктивный стиль вытесняет естественный и становится интегральной частью личности, методом выбора при встрече с реальными требованиями жизни. В этом периоде в ситуациях повышенного контроля, особой ответственности какая-то форма аддиктивного поведения может временно не проявляться. Однако этот блок остается в психике и всегда возможно легкое возвращение на рельсы аддиктивного ритма. Действительно, следует учитывать и вероятность перехода аддикта на новую форму аддикции.
На этапе полного доминирования аддиктивного поведения последнее совершенно определяет стиль жизни, отношения с окружающими. Оно функционирует как самообеспечивающая система, человек погружается в аддикцию, отчуждается от общества. Сами аддиктивные реализации не приносят прежнего удовлетворения, контакты с людьми крайне затруднены, не только на глубинно-психологическом, но и на социальном уровне, одиночество становится центральной проблемой. Преобладает подавленность, сниженное настроение, апатия.
Приведенная динамика имеет свою специфику при разных формах аддиктивного поведения. Так же стоит отметить и роль аддикции, аддиктивного поведения в развитии и последующей манифестации уже более серьезных, патологических отклонений в психике. Безусловно, как отмечалось выше, в преморбиде (период, предшествующий наступлению расстройства.) подобных случаев непременно обнаруживается продуктивное звено, предрасположенности и т.п. Но такого рода условия, как известно, проявляют себя необязательно, для развития, манифестации, обнаружения в клинической симптоматике для них нужен некий "спусковой крючок", провоцирующий фактор/явление, которым и становится аддиктивное поведение, аддиктивные реализации. Следует так же еще раз подчеркнуть, что не всегда к таким интоксикологическим заболеваниям, как алкоголизм и наркомании, приводят аддиктивные причины/факторы. Но при нерезультативности при проведении психокоррекции в подобных случаях всегда следует обратить внимание на возможные аддиктивные причины в возникновении отклонений."
*********************************************************************************

1. Чем характеризуется в эмоциональном плане характеризуется абьюз? Абюз всегда крайне сильно эмоционально заряжен. Как правило, агрессор имеет уплощенную способность к эмоциям. Я считаю, что эти люди не способны проживать чувства радости, интереса, удивления, горя и вины. Доступный им спектр глубоких эмоций - это зависть, гнев, ненависть, презрение, страх, стыд, отвращение, скука. Считаю, что на уровне эмоций механизм абьюза выглядит следующим образом:
неспособность агрессора проживать эмоции положительной модальности приводят к зависти к тому, что партнер способен радоваться и удивляться жизни; и тогда агрессор прикладывает все усилия, чтобы обесценить партнера, потому что страдания другого человека позволяют абьюзеру, через механизм проекции своей ущербности в другого, прекратить чувствовать эту свою ущербность. Потребность в интимности у агрессора не может быть удовлетворенна - это разрушит его Эго. Т.е. один партнер проживает весь спектр эмоций, тогда как другой является эмоционально недоступным и неуязвимым. У первого партнера такое положение вещей формирует привычку (стиль жизни) идти по жизни на максимальных эмоциональных оборотах. А второму партнеру достается иллюзия полного контроля эмоций, как своих, так и партнерских.

2. Мышление по желанию - это маркер незрелости (инфантильности) личности. См "маршмеллоу тест" http://www.8triangles.ru/zefirnyj-test-i-emocionalnyj-intellekt/. По мнению У.Мишела высокая степень эмоционального регулирования, способность к самоконтролю определяют судьбу человека в большей степени, чем его умственные способности. (с)
Абьюзеру свойственно мышление по желанию. Собственно, такой тип мышления и есть истинная причина абьюза. Не важно какие у человека детские и/или психологические травмы, важна способность управлять своими эмоциями и поведением. Не получая немедленного удовлетворения своим импульсивным "хочу", абьюзер гневается, сливая агрессию на партнершу. Если это происходит длительный период времени, то на уровне нейронных связей у партнерши абьюзера закрепляется такой патологический цикл: ее радость - агрессивное обесценивание радости партнером -негативные эмоции - эмоциональная разрядка негативных эмоций (например через секс) - надежда на изменения ситуации - радость. Жить в этом трудно, поэтому, осознанно и не очень, ищутся различные способы ухода от реальности - у партнерши абьюзера формируется аддиктивные паттерны поведения, например, уход в работу, в алкоголизм, курение и т.д. Т.е. она тоже научается мышлению по желанию, т.к. нужна постоянная анестезия проживаемому ужасу насилия.

3.По сути, мы получаем закономерную компенсаторную реакцию психики на полиморфный стресс - абьюз.

4. Абьюз возможен только тогда, когда агрессор уверен в своей безнаказанности. Страх наказания оказывает влияние (но на на все 100%) на мышление по желанию, заставляя сдерживать человека свои импульсы. Вот почему очень необходим закон о домашнем насилии. Он нужен для тех, кто не имеет развитой воли контролировать свое мышление по желанию. А уровень интеллекта влияет лишь на способы получения желаемого. Чем выше уровень интеллекта агрессора, тем более утонченный вид абьюза мы получаем: примитивные абьюзеры применяют физическое насилие, а интеллектуалы - психологическое. И последнее распознать намного сложнее - "не пьет, не бьет, деньги зарабатывает, а женщина просто с жиру бесится".

5. После разрыва токсичных отношений человек сталкивается с проблемами своего аддиктивного поведения, так как сформирована привычка в сильных эмоциональных потрясениях. И такой человек будет искать всевозможные способы удовлетворить свои эмоциональные потребности. Поэтому женщины снова и снова попадают в сети различных зависимостей (от партнера, от разных гуру, от химических веществ, от трудоголизма и т.д). Надо знать об этой своей особенности тем, кто пережил травму насилия: потребуется постоянный осмысленный контроль всей своей деятельности. Именно это имеют в виду все организации, работающие по системе 12 шагов, когда говорят, что человек болен неизлечимой болезнью, что выздоровление невозможно - доступна только ремиссия. Лично мне ближе осознанный выбор того, что жизнь (деятельность) таких людей нуждается в постоянном контроле на предмет возникновения зависимостей. Постулат о неизлечимой болезни считаю подрезанием крыльев, подрывом веры в свои силы и способность преодолеть ситуацию.

6. Человек, который хоть раз в жизни попадал в любую зависимость должен постоянно контролировать свою деятельность на предмет выявления патологического использования чего-либо. Поясню. Те, кто прошел через онкологическую болезнь (а также их близкие) имеют пожизненную онкологическую настороженность: все события в своей жизни оцениваются с т.з. онкологических рисков. Научившись управлять этим процессом, такие люди имеют преимущество пред другими людьми, т.к. профилактика много лучше лечения; хотя, конечно, не является гарантией того, что никогда не случится факт лечения онкоболезни. Так же считаю стоит поступать с зависимостями.

7. Человек просто учитывает в своем дальнейшем стиле жизни, что он имеет склонность к бегству от реальности через зависимость. Это потребует формирования пула здоровых привычек на рассудочном уровне - полиморфную зависимость.

8. Человек, хоть раз попадавший в зависимость, должен знать все о механизмах ее возникновения, этапах развития и используемых психзащитах. Считаю одним из самых глупых утешений и самоутешений клише: "раз меня(тебя) жизнь свела с таким человеком, значит это для чего-то было надо", или "эта ситуация - проверка, она сделала теБя (меня) сильнее". Да ни для чего это было не надо - просто не хватило знаний и человеческого опыта. Человек получил эти знания дорогой ценой; теперь есть опыт, дающий преимущества перед другими, кто не знает ничего об абьюзе или расстройствах личности, но этот опыт не сделал сильнее - человек потерял несколько лет жизни и огромное количество как внутренних, так и внешних ресурсов. И самое лучшее, что можно сделать для себя - это в текущей жизни постоянно учитывать этот дорогостоящий опыт - иметь "зависимонастороженность".

Берегите себя!

Ютуб принес ночью:-)
Спасибо.
Особенно за последний абзац.