Гендерная социализация и симбиотическая патология характера



Я хочу поразмышлять о том, как гендерная социализация влияет на формирование черт характера.
Характер – это то, что формируется у человека в процессе его социализации. Основные черты характера (психические свойства) закладываются в детском возрасте. Характер человека проявляется в особенности отношений и поведения личности. Хараткер определяет стиль жизни.

Пол воздействует на человека на биологическом, социальном и психологическом уровне.

Из работы Курамшева А.В. «Гендерная социализация»
http://www.unn.ru/pages/issues/vestnik/99990201_West_soc_2004_1(3)/23.pdf

Психологические различия между мужчинами и женщинами возникают и формируются, скорее, вследствие особенностей семейного воспитания мальчиков и девочек, а также социального воздействия, нежели из-зи биологического различия между полами.
Американские психологи Э. Маккаби и К. Джеклин отмечают несколько возможных вариантов, объясняющих процесс гендерной социализации:
1. Родители обращаются с разнополыми детьми так, чтобы приспособить их поведение к принятым в обществе нормативным ожиданиям. Мальчиков поощряют за энергии и соревновательность, а девочек – за послушание и заботливость. Поведение же, несоответствующее полеролевым ожиданиям, в обоих случаях влечет отрицательные санкции.
2. Вследствии врожденных половых различий, проявляющихся уже в раннем детстве, мальчики и девочки по разному «стимулируют» своих родителей и тем самым добиваются разного к себе отношения. Кроме того, в результате тех же врожденных различий одно и тоже родительское поведение может вызвать у мальчиков и девочек разную реакцию. Иначе говоря, ребенок «формирует» родителей еще больше, чем они воспитывают его, а реальный стиль воспитания складывается в ходе их конкретного взаимодействия, причем и требования ребенка, и эффективность родительского воздействия изначально не одинаковы для обоих полов.
3. Родители обращаются с ребенком, исходя из своих представлений о том, каким должен быть ребенок данного пола. Адаптация ребенка к нормативным представлениям родителей может происходить по-разному.

Поведения женщин и мужчин к гендерным ролям приспосабливает семья и общество. В женщинах повсеместно формируют такую черту характера, а то и вообще тип характера, который в крайнем проявлении может дать психопатологию, которую М. Джонсон в своей книге «Психотерапия характера» описал как «СИМБИОТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР: ПРИСВОЕННЫЙ РЕБЕНОК»

Предлагаю вашему вниманию отрывки из этой книги с моими комментариями.

«Естественные попытки отделения оказываются, по причине страха родителей, заблокированными или же активно караются. В это же время природные способности ребенка к эмпатическому отражению встречают чрезмерную поддержку и одобрение со стороны родителей, которые для подкрепления чувства собственной значимости и безопасности нуждаются в состоянии слияния с ребенком.» (с)

Это же в патриархальной культуре наблюдается в отношениях между мужчиной и женщиной. И это палка о двух концах.
Мужчины подкрепляют чувство собственной значимости через присвоение субъективности женщины: присваивается тело, сексуальность, способности, труд и т.д. Все это красиво оборачивается в разные фантики. Женщины, отказывающиеся играть в эту социальную игру, или играющие не по правилам, а так же те, чьи внешние данные, образ мышления, способы реакции маркируются, как неженственные – попадают под суровый прессинг общества. Как от мужчин, так и от других женщин.
Женщина, подкрепляет чувство собственной значимости и безопасности через слияние с мужчиной – только находясь в отношениях она чувствует себя полноценной ( я об общей тенденции). Одинокая женщина обществом воспринимается не совсем женщиной: с ней точно что-то не так. А если она чайлдфри, то совсем с ней не так.



«Типичная Симбиотическая личность ищет определения своих жизненных ценностей вне себя самой. Она имеет очень ограниченное сознание собственных предпочтений и того, что ей не нравится, поскольку она не получила разрешения на их спонтанное развитие и адекватной поддержки в этой области. Отражая других, она испытывает большую защищенность — она присваивает себе фальшивое self, что является для нее «операцией безопасности». В свою очередь переживания агрессии, асертивности и особенно противопоставления воспринимаются как опасные.» (с)

Что значит быть женщиной? Как проявляется в поведении характер женщины, который общество считает нормальным? Женщину с детского возраста учат – заботится, сострадать, тотально все прощать, быть неассертивной. (Ассертивность — способность человека не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него.) Она тотально зависит от оценок извне. Она отвечает за хорошее настроение и самочувствие других людей. Если женщина ведет себя «правильно» социум как бы гарантирует ей чувства безопасности и самозначимости. Что в реальном мире не соответствует действительности. Если поведение было «неправильным» и/или привело к негативным результатам (проституция, бросил супруг, били родители), то она сама виновата. Если женщина упорствует в «неправильном» поведении, считается культуральной нормой жестко преследовать ее за это, что для сохранения собственной безопасности приводит к симбиотическому поведению и формираованию симбиотического характера. Так же в обществе является допустимым сломать волю «неправильно» ведущей себя девочке и/или женщине, что приводит к мазохистической психопатологии.

«Однако вероятно обе эти проблемы — мазохистская и Симбиотическая — как правило появляются вместе, поскольку представляют собой варианты разных форм одной и той же фрустрации.»(с)

Инструменты воздействия от экономического насилия до убийства.
Женщине с пеленок внушают более низкую самоценность, чем мужская, что приводит к изначальному отсутствию автономии и стремления к ней. Женская идентичность практически неотделима от семьи, мужчины. И когда происходит отвержение женщины мужчиной и/или семьей - это равно психической смерти, потому что разрушается идентичность: женщина утрачивает ответ на вопрос «кто я?».


«Три представленные формы автономии мы можем охарактеризовать как проявления индивидуальных представлений о собственной ценности, риске и самоконтроле.
1. На самом низком уровне развития или сознания, если мы пожелаем так это назвать, имеет место процесс, который будет называться «инкорпоративной интроекцией». В этом случае личность словно впитывает другого человека целиком, без ассимиляции его в пределы собственного self. He происходит некоего процесса переваривания, при котором то, что снаружи, переходит в то что внутри. Инкорпоративная интроекция в некотором роде напоминает концепцию Konut о перенесении в виде слияния, в которой личность воспринимает другого человека в буквальном смысле как часть самой себя, будучи не в состоянии ни осуществить необходимое разграничение, ни различить реальные границы.

2. В психологической литературе это часто определяется, как неассимилированный ин-троект или же как пример инкорпорации. Такого рода явление зачастую имеет место у молодой, или в какой-то другой области незрелой особы, которая становится сторонником и носителем какой-то веры: религиозной, философской или политической, не развив полного понимания лежащей в ее основе структуры убеждений. Такого типа шаги предпринимаются от недостатка хорошо развитого self, поскольку инкорпоративная интроекция поддерживает поврежденное self.
На более высоком уровне развития появляется процесс идентификации, в ходе которого личность копирует, заимствует либо сливается в своей идентичности с кем-то другим. В психоаналитической теории принято полагать, что первичная идентификация появляется в тот период младенчества, когда процесс различения между собой и другими у личности еще впереди. Вторичная идентификация — есть феномен того же рода, но она связана уже с различением факта отдельности других людей. Хотя работы Stern и других исследователей поставили под сомнение такое различение, по-прежнему стоит помнить, что процесс идентификации может проходить при разной степени его осознанности. Осознанная и избирательная идентификация происходит при более широком участии познавательных факторов и потому в смысле развития она более изысканна.

3. На более высоком уровне развития появляется феномен, именуемый мною интернализацией, в которой уже происходят процессы ассимиляции или аккомодации, отвечающие за то, чтобы то, что принимается, стало фактически присвоенным. Таким образом, интернализация требует какой-то работы. Вероятнее всего будет необходимо также требующее времени усилие, основанное на согласовании поступающих извне идей, убеждений или функций с уже существующим опытом и средствами выражения self таким образом, чтобы добиться целостности и интеграции с другими формами экспрессии. Именно на этом основывается процесс ассимиляции. Еще больше усилий потребуется в случае возникновения необходимости применения описанного Piaget (1936) процесса аккомодации. В этой ситуации с целью комплексного усвоения нового, заимствованного извне материала личность вынуждена осуществить активное изменение какой-то части структуры своего self.» (с)

Большинство женщин проходит только 1 и 2 шаги развития личностной автономии. По причине:

«Каким же образом протекают все эти процессы в случае формирования self симбиотического характера? В большей или меньшей степени внешние требования процесса индивидуации не находят надлежащего отражения, признания и вознаграждения. В особенности же это касается идей, умений, амбиций и поведения, ведущего к различению между личностью и опекуном или к какой-либо форме сепарации. Наоборот, они игнорируются или даже активно наказываются. Для Симбиотической этиологии симптоматична ситуация, в которой опекун помогает личности избегать каких бы то ни было фрустраций, которые могли бы привести ее к необходимости развивать инициативность в решении жизненных проблем. Таким образом, налицо сочетание чрезмерно удовлетворяющей любые потребности зависимости с недооценкой собственной инициативы. В результате формируется «self, которое я не могу назвать своим собственным» — со сниженным чувством самоценности, значения собственного влияния, инициативы и идентичности.» (с)

Это механизм патриархального общества, приводящий к формированию зависимого (симбиотического) характера или черт характера у большинства женщин.

«Именно поэтому в значительной мере жизненная задача Симбиотической личности заключается в том, чтобы открыть и развить собственное self. Выражаться это будет в открытии врожденных умений, склонностей и талантов, которые по ходу могли бы преобразоваться в интересы, предпочтения, увлечения и т.д. Это может быть предрасположенность к занятиям спортом, искусством или наукой, которая, будучи некультивируемой, исчезла и поэтому как прежде требует выявления, поддержки и укрепления Одновременно требуется, конечно, своего рода повторное достижение степени собственного развития в области идентификации, идеализации и интроекции. Необходимо, чтобы Симбиотическая личность осознала собственную склонность или подверженность неполной или неадекватной интернализации тех структур и функций, которые должны до определенной степени развиться в ней на базе внешних образцов.» (с)


«Я думаю, что самая главная трудность в лечении симбиотического характера заключается в преодолении естественной выгоды для личности того состояния, в котором она пребывает — пассивного отношения к собственным внутренним импульсам и одновременно заимствования идентичности у других. Стратегии такого типа так глубоко укоренились, до такой степени не требуют усилий и настолько облегчают обретение временного чувства удовлетворения и избегание неприятных фрустраций, что их искоренение зачастую бывает очень трудным. […]

Подводя итог, основной посыл, который Симбиотическая личность получила от своего родителя, можно выразить словами: «Ты можешь получить от меня все блага, которые необходимы, только тогда, когда отречешься от собственного развития. Ты можешь иметь либо меня, либо себя».* В такой ситуации автономия в какой бы то ни было форме становится опасной. В итоге потребность в ней оказывается вытесненной и вместе с ней будет подавлена естественная агрессия, необходимая для осуществления сепарации. Вместо этого зачастую развиваются и совершенствуются компромиссные решения классического невротического характера, благодаря которым появляется возможность создания некой видимости автономии с одновременной гарантией ужасающей перспективы оказаться брошенным.» (с)

*В одной этой фразе описана модель отношений между мужчиной и женщиной в современном обществе, а так же (очень частое явление) между женщиной и родительской семьей.

Продолжение (Поведение, чувства и мышление симбиотической личности) в следующей записи.
Гендерная социализация и симбиотическая патология ха
Пользователь anidoranna сослался на вашу запись в своей записи «Гендерная социализация и симбиотическая патология характера» в контексте: [...] Оригинал взят у в Гендерная социализация и симбиотическая патология характера [...]
очень сложный текст для меня, но я его прочитала. И, похоже, действую в правильном направлении - вспоминаю то, что я хотела делать, а не кто-то другой.
Книгу по Джонсона я читала с января. Невероятно тяжелое чтиво. Он доступно пишет. Но так тяжело эмоционально читать. Так психзащиты сопротивлялись. Ужас просто.
Я ее дочитала 2 недели назад. И буду еще перечитывать. Пока перевариваю.
"...Ты можешь получить от меня все блага, которые необходимы, только тогда, когда отречешься от собственного развития. Ты можешь иметь либо меня, либо себя..."

Когда в юности одновременно оказываешься в ситуации между тремя людьми с такими заявлениями, ты вообще не можешь даже осознать, что уже давно идешь не по своему пути.

Только сейчас, очень много лет спустя, идет хоть какое-то осознание и медленное воспоминание того, а что я хотела сама по себе, без чьего-либо влияния.

Скажите, "Психотерапию характера" именно М. Джонсон написал? А то я в свое время переводила книгу Стивена Джонсона, которая называлась примерно: " Волшебство трудной работы: трансформация характера". И там Стивен Джонсон как раз описывает формирование 5 базовых типов характера. Это разные книги?
Воскресные ссылки
Пользователь femunity_owner сослался на вашу запись в своей записи «Воскресные ссылки» в контексте: [...] уменьшают выплаты. Калейдоскоп FemUnity Гендерная социализация и симбиотическая патология характера [...]
Наболевший вопрос
(Anonymous)
Хотела Вас поблагодарить за ммм... просвещение. Болезненное, но необходимое для настоящей жизни.
Если мой вопрос слишком личный, прошу прощения за беспокойство.
Как вы нашли силы выйти из созависимости? Не побоялись остаться матерью-одиночкой? Мстил ли Вам Ваш бывший? Как сложилась Ваша личная жизнь после расставания?
Историй о токсичных отношениях очень много и советы дают направо и налево, а реальных жизненных ситуаций выхода из них знаю слишком мало.
Спасибо.
Re: Наболевший вопрос
Сейчас я воспитываю детей одна. От слова совсем.
Выход из созависимых отношений был поэтапный и еще продолжается. Сначала был разрыв отношений с родителями. Пришлось пойти на полный разрыв.
Не мстил - у него новые отношения, соответственно новая жертва.
Под личной жизнью имеете в виду отношения с мужчиной? На них пока нет временного ресурса и желания - идет процесс восстановления после травмы. Брак, семейная жизнь в том виде, в котором они существуют в России, перестал для меня иметь ценность, не представляет интереса.
Дальше видно будет)) я думаю, что все будет хорошо))
Я по натуре альтруист, который научился не приносить себя, свою жизнь, свои ценности в жертву. Т.е. сначала я, потом дети в силу их возраста, потом близкие (у меня две сестры) и на одном уровне с ними мои две ближайшие подруги, которые для меня являются расширенной семьей (вместе с их родными)

Сил на выход из созависимости не искала. Начала работать с проблемой, начала менятся внешняя среда (окружение). Простроенные границы, отказ в обслуживании, отказ приносить себя в жертву привел к разрывам в отношениях. В случае с мужем был травматичный разрыв по как по учебнику про лиц с НРЛ - полное обесценивание и попытка утилизации вместе с детьми, при участии в этом его родных. Еле устояли. Дали сдачи. Полный разрыв по всем фронтам. Очень тяжело пережили, и я, и дети. Я в чем-то еще переживаю. Дети уже ок ( насколько можно судить по ушедшей психосоматике, нормальному поведению в школе и дома, прыгнувшей вверх успеваемости; последствия 2.5 годичного ПТСР у детей расхлебывала долго. В прошедшем учебном году изо всех сил наверстывали пробелы по знаниям. У старшего перепрыгнули через голову. С младшим еще догоняем - но я методично делаю то, что надо. Догоним:-))

Edited at 2016-07-03 11:35 pm (UTC)