Об унижении, душевной боли и исцелении души.

боль
"Что такое унижение, оскорбление?
А это когда человеку в той или иной форме заявляют: "Ты незначителен. Я главнее тебя. Мое слово, мнение, желание - главнее твоего, и ты должен подчинится, заткнуться, будет не так, как хочешь ты, а так, как хочу я". [...] Оскорбленный ущемлен в главном - в своем самоутверждении. [...] Он покусился на святая святых - вашу значительность. Самоутвердился через унижение вас." (с) из книги М. Веллер "Все о жизни"
Все о жизни (Веллер)

Очень точное определение.
Человек чувствует себя униженным, когда значимый Другой словами, действиями или поступками продемонстрировал, что личность человека менее ценна, чем личность Другого. Что делать в таких ситуациях - вопрос личного выбора.

Для унижающих: "И поскольку в отношении человека к другим, как правило, можно усмотреть некую параллель с тем, как он относится к самому себе.[... ] Однако, к счастью нам уже больше не приходится оспаривать то, что любовь к самому себе не только необходима и позитивна, но и то, что она является необходимым условием любви к другим. В своем глубоком анализе "Эгоизм и любовь к себе" Эрих Фромм доходчиво показал, что эгоизм и чрезмерная озабоченность самим собой, в действительности уходит корнями в ненависть к самому себе, глубоко скрытую внутри (детские травмы). Он обращает внимание на то, что любовь к самому себе не то же самое, что эгоизм, но на самом деле нечто, противоположное ему. Иными словами, человек, который должен произвести внутреннюю настройку в себе посредством эгоистического возвеличивания. Тот же человек, который умеет воспринимать себя, как нечто ценное, кто любит самого себя, имеет все предпосылки к тому, чтобы поступать великодушно по отношению к своему ближнему. [...]. Поэтому закон гласит "Возлюби ближнего своего, как самого себя, когда ты любишь его, как самого себя (Кьеркегор)" (с) из книги Ролло Мэй "Человек в поисках себя".
Человек в поисках себя (Ролло Мей)

Для униженных:
"Главный шаг в обретении своей свободы - это "выбор своего Я" (с) Кьеркегор
6376_5336

"Однако спасение лишь самой жизни не может стать высшей ценностью бытия. [...] Я бы отделила жизнь и функционирование. [...] Вопрос же состоит в том, какую позицию по отношению к такой судьбе я займу? Как я уже отмечала в связи с исследованиями последствий стресса, наша позиция по отношению к тому, что произошло, изменяет то, что произошло. [...] если я присваиваю травму как то, что имеет отношение ко мне и моей частной жизни, когда я интегрирую ее в контекст моей жизни, то это больше, чем то, что лишь "случилось" со мной. Часто в очень отчаянной борьбе за выживание выраженно нечто большее, чем потребность хорошо функционировать. [...] В принятии решения о том, буду ли я по-прежнему мучиться с вечным вопросом "почему" или сформирую какое-то новое отношение к тому, что случилось, проявится моя личная свобода. [...]
К совладанию с ситуацией относится не только "проработка" травмы, как считается в психоанализе. Я полагаю, что женщины должны заново найти духовный путь в жизнь. Им кажется, что в глубине души они ощущают, что их пониманию себя т своей жизни по прежнему недостает чего-то самого важного, даже если объяснения психодинамики сделали их страдания более понятными. [...]
Хилман в своей книге "Внутренний поиск" описывает, как любая продолжительная работа со страданием делает Эго менее значимым и мощным. Страдание является формой унижения, "опытом, пробуждающим душу". Симптом является первым признаком пробуждеющейся души, которая больше не потерпит никаких дальнейших злоупотреблений" Если женщина рано или поздно сумеет расслышать в своих мучительных симптомах этот зов души, сумеет его воспринять, это придаст ей терпения и внимания, позволит более бережно заботится о себе, и тогда она сможет вынести ценности для души из такого, казалось бы бессмысленного страдания." (с) из книги Урсулы Виртц "Убийство души"

Убийство души (Виртц)

Я в терапии часто натыкаюсь на клише: "Если со мной это произошло, то это для чего то надо", "Этот человек не просто так оказался в моей жизни", "я должна понять, что со мной не так, чтобы изменится" и подобных им, в контексте оправдывающем насилие или подлость в свой адрес. Такое мировосприятие заставляет человека принимать страдания не только, как обязательную часть жизни (а это так и есть - в жизни есть место боли и страданию), но и заставляет принимать это страдание, как наказание за свою "плохость", как самонаказание.

В страдании нет смысла, в причиненном вам насилии нет смысла. Это случилось с вами не потому, что вы плохой человек. Это случилось и все. Ваша задача выбраться из этого и исцелить свою душу, усвоив сигнальную систему, которую вас вынудила получить жизнь через осознание, что весь ваш ментальный опыт, усвоенный с детства - о том, что добро побеждает зло; о том, что в каждом человеке есть хорошее; о том, что с хорошими людьми не случится ничего плохого - не верен.

Исцеляя свою душу, вы избавитесь от магического мышления и вырастите новые внутренние опоры личности, а иногда и саму личность с нуля, родившись заново.