Психологические характеристики абьюзера Часть IV. Страх

kriks
По материалам книги Джеймса Холлиса "Грезы об Эдеме".
Грезы об Эдеме (Холлис)

"Так как все отношения начинаются с проекции, развитие всех отношений включает в себя постепенный распад проекции и вызывает удивление, смятение, страх, а иногда и гнев. Затем начинаются неприятности. [...]
По мере ослабления проекций каждый из партнеров может легко озаботится проблемой власти. По сути, сама власть не является проблемой; она представляет собой только внешнее проявление энергии или обмен энергией. Власть становится проблемой, когда она узурпируется комплексом или используется во вред Другому. Вспомним, что скрытая динамика, затрагивающая проблему власти всегда связанна со страхом. Так как в большинстве своем мы неохотно признаем место и роль страха, а так же его частые проявления и ощущаем его, не пытаясь от него защититься, у нас формируется естественная предрасположенность к тому, чтобы он оставался бессознательным. Таким образом, в основе смятенных чувств, которые переполняют эмоциональную сферу человека и, следовательно, переносятся на Другого, всегда лежит страх, хотя он может быть прекрасно замаскирован и может обладать множеством разных оттенков.
Такие страхи являются универсальными и экзистенциональными: страх перед расставанием и одиночеством, страх перед эмоциональным подавлением, страх перед утратой смысла. [...]

Во всех случая страх, осознанный или бессознательный, проецируется на Другого, что, без сомнения, является отголоском нашего бессилия в первичных детско-родительских отношениях.

Первый способ состоит в формировании поведенческого паттерна подчиненности, то есть отношения к Другому, которое предполагает скрытое признание его властного превосходства. (Паттерн жертвы абьюза - примечание мое.) Как это часто бывает, какие бы мы решения не принимали, большинство из них являются бессознательными, и мы готовы принять любые рациональные обоснования, чтобы оправдать эти решения. Так стратегию подчиненности часто объясняют близостью, заботой о Другом, включая серьезную созависимость, что приводит к утрате у человека закономерного интереса к самому себе.

Воланд Второй тип поведения, к которому мы прибегаем, чтобы справится со страхом, состоит в проявлении жестокости или враждебности при общении с окружающими. (Паттерн поведения абьюзера - примечание мое.) Такая жестокость объясняется эмоциональными травмами, перенесенными в раннем детстве, а ее рациональное обоснование обосновано на убеждении, что поведение других людей диктуется только собственными интересами. (Наличие такого убеждения у абьюзера НЕ ВСЕГДА означает наличие травмы в раннем детстве - примечание мое) Так как фактически мы сталкиваемся с естественным выбором "бей или беги", эта стратегия направлена на то, чтобы взять верх над Другим, (помним, что обязательной составляющей характера абьюзера является садизм - желание подчинить и заставить страдать Другого! - примечание мое.), причем это стремление прямо пропорционально страху, который мы испытываем перед ними.* (ВАЖНО! см. комментарии ниже.) Все партнеры, которые стремятся контролировать или психологически насиловать других, тем самым проявляют собственные страхи. И все же побудить насильника взглянуть на то, чего он может бояться, - очень трудная задача. (!) [...]

Люди, которые хотят контролировать своих партнеров, имеют мало шансов измениться, ибо они сконцентрированы на защите от страха, что Другой - лучше всех.* (ВАЖНО! см. комментарии ниже)[...]

Третьей защитой от страха перед Другим, конечно, является бегство, уклонение от поддержания отношений (Самая лучшая тактика в ситуации абьюза, так как абьюзер угрожает биологическому существованию жертвы, и страх здесь обоснованная защитная реакция на уничтожающее насилие - примечание мое), уединение или эмоциональная закрытость человека, даже если он присутствует физически. (Единственно верная тактика для жертвы абьюза в случае невозможности выйти из таких отношений, например в случае, если абьюзер ваш уже стареющий родитель; тактика, выбираемая детьми, которые не имеют никакой возможности покинуть абьюзера-родителя (о детях абьюза позже) - примечание мое). Эта стратегия распространена очень широко и, наверное, не признается открыто лишь потому, что ее тоже можно рационально объяснить как интроверсию, перегруженностью другой деятельностью или просто скромностью и застенчивостью. Отказ от общения с Другим, от открытых отношений, от эмоциональной честности, отрицание возможности близких отношений - это общеизвестные формы уклонения от общения, которые, повторяю, основанны на страхе, что проявление искренности и открытости лишит человека защищенности и сделает его слишком уязвимым. (Примечание мое - здесь обозначена одна из глобальных проблем человека, пережившего абьюз - утрата веры в людей, в безопасность мира, которую обязательно надо преодолеть, потому что ...) Уклоняясь от общения, взрослый человек не задействует свои ресурсы и остается в своем развитии на уровне беспомощного ребенка.**(ВАЖНО! см. комментарии ниже) [...]

Совершенно очевидно, что развития можно ожидать только после того, как человек осознал причины своего страха. [...]

Юнгианский аналитик Джон Сэнфорд обобщает разработанную Кункелем парадигму способности к личностному росту:
Есть три базовых переживания, способных изменить наш эгоцентризм, это возможно: через страдание, через признание власти, чья сила превышает влияние нашей воли на нашу жизнь, и через проявление заботы не о себе, а ком-то другом." (эту парадигму прекрасно иллюстрирует фильм "Малифисента" - примечание мое)

Итак, еще одна психологическая характеристика абьюзера - страх. Как я писала ранее, структура личности у агрессора и жертвы похожи [Читать об этом] http://femina-vita.livejournal.com/6365.html, у жертвы тоже в структуре характера присутствует страх. Отличие в методах проявления страха: у жертвы абьюза вырабатывается и используется паттерн подчиненности власти абьюзера, а у агрессора - паттерн жестокости и враждебности, направленный на окружающих.

ВАЖНО! Чем выше градус страха у жертвы абьюза, тем более жестоко и беспощадно будет вести себя абьюзер. Речь не идет о преступном предложении не боятся абьюзера. Я хочу подчеркнуть лишь то, что если в отношениях с партнером вы чувствуете динамику нарастания своего "смутного" страха (предчувствий) - прислушайтесь к себе, пожалуйста. Так как это говорит о нарастании градуса насилия в ваш адрес, хотя, возможно, в данную единицу времени, вы не можете найти рационального объяснения своим ощущениям. Вам дадут эти объяснения через поступки в отношении вас, и достаточно скоро.
Позволю себе еще одну рекомендацию - никогда не показывайте, не давайте понять абьюзеру глубину своего страха (хорошо, если при этом вы будете от него на достаточно безопасном расстоянии) - он должен знать, что получит по башке чугунной сковородкой отпор.

Цель абьюзера подчинить партнершу через тотальный, нарастающий контроль и, в конечном счете, заставить страдать, так как подобные люди питаются страданием. [Предлагаю прочесть почему]http://eresiru.livejournal.com/291407.html
Так как в основе личности абьюзера лежит прыгающая в разные полюса самооценка [Читать об этом]http://femina-vita.livejournal.com/7201.html и инфантильные невыраженные потребности, он воспринимает партнершу, как угрозу своему Эго (страх разрушения) - "она лучше меня". Учитывая, что абьюзер избавляется от страха через паттерн жестокости, на женщину будут направляться массированные действия по уничтожению ее самооценки, в которых используются различные механизмы насилия, самым разрушительным из которых, уничтожающим чувство базовой безопасности, является угроза эмоционального оставления.


"Ференци считал эмоциональное оставление худшей из травм, полагая, что нашей наиболее базовой потребностью является потребность в привязанности. Клинический опыт показывает, что неоднократные угрозы эмоционального оставления, даже сделанные намёками, косвенно, могут привести к развитию хронической идентификации с агрессором. Угроза (явная и неявная, но постоянная) оставления со стороны мужчины — это, например, традиционный стиль «отношений» в гетеросексуальных парах. Оставление может выражаться не только в эмоциональной изоляции, сексуальных отношениях с другими женщинами (или флирте с ними), но и путём неучастия в «общих» проблемах, в проблемах «семьи», отказе в помощи (например, при болезни или проблемах в трудовой сфере)." (с) [Отсюда]http://womenation.org/female-psycho-basis-3/

Что приводит человека, пережившего абьюз к интериоризации третьего паттерна для управления своим страхом - избегание близости. НО! "Уклоняясь от общения, взрослый человек не задействует свои ресурсы и остается в своем развитии на уровне беспомощного ребенка." (с)

Я желаю всем, кто пережил подобные отношения, восстановить свое чувство базового доверия к жизни через научение диференцированному подходу к другим людям. Это возможно при наличии:
- критического мышления (уничтожения магического мышления)
- навыков построения личностных границ: когда дистанция между вами и другими людьми является результатом оценки качеств людей, которые вошли в вашу систему координат.

Помните, что вы - не беспомощный ребенок, а взрослый человек, способный защитить и себя, и своих детей, даже если для защиты вам потребуется поверх платья надеть доспехи Афины - богини организованной войны, военной стратегии и мудрости.

athena_by_j_rickey-d5uiw96
Психологические характеристики абьюзера Часть IV. Стра
Пользователь reader1046 сослался на вашу запись в своей записи «Психологические характеристики абьюзера Часть IV. Страх» в контексте: [...] Оригинал взят у в Психологические характеристики абьюзера Часть IV. Страх [...]
Психологические характеристики абьюзера Часть IV. Стра
Пользователь arza_zoevna сослался на вашу запись в своей записи «Психологические характеристики абьюзера Часть IV. Страх» в контексте: [...] нал взят у в Психологические характеристики абьюзера Часть IV. Страх [...]
Учитывая, что абьюзер избавляется от страха через паттерн жестокости

Дорогая Femina_Vita, пожалуйста, поясните, как это происходит, и почему абьюзер выбирает для подавления своего страха именно жестокость. Что лежит в основе этого? Мне, как пережившей абьюз, очень важна такая информация. Спасибо!