Жертва абьюза: пути исцеления.


По материалам книги Симоны Мацлиах-Ханох "Сказки обратимой смерти. Депрессия, как целительная сила"

Юнгианский анализ сказки "Красная Шапочка"

"Хочу сразу отметить, что женщины, которые не впитали образ надежной матери; женщины с неполным самоосознанием или те, кто не готов признать теневую сторону своей души из-за своего ощущения неполноценности (ведь они действительно не живут полной жизнью), склонны вступать в связь с внешним хищником, который посвящает их в свои жестокие игры, где они исполняют роль лакомого кусочка. Такое положение вещей удобно для обеих сторон: вблизи хищника всегда находится кто-то, о кого он может беспрепятственно поточить свои зубы, а жертва всегда может обвинить его в своих страданиях, не вынуждая себя признать что этот самый "злодей" есть ни что иное, как внешнее проявление элемента внутреннего саморазрушения.
Подобного рода ситуации таят в себе большую опасность: живое воплощение внутреннего хищника может нанести тяжелую рану, но без того укрепляющего, придающего стойкость эффекта, который наблюдается при погружении в подсознание и при встрече с притаившимся там хищным началом. Внешний хищник лишает нас сил и заглушает любые попытки внутреннего диалога.
Жизнь женщин, отдающим предпочтение волкам в овечьем облике, напоминает жизнь на вершине вулкана: она полна острых ощущений, ведь никто не может в точности предвидеть, когда волк оскалит свою зияющую пасть. Эта бурлящая адреналином жизнь как раз-таки не оставляет места процессу погружения в глубины своего "Я", в результате которого в душе мог бы родится добрый охотник - жизнеутверждающие силы, способствующие рождению заново. Жизнь с волком изнуряет, требует постоянного напряжения, и те, у кого не хватает сил удержаться, падают прямо волку в пасть, а оттуда - в зловонную утробу, в чужой ад, во внутренний мир кровожадного хищника.
Единственный урок, который мы можем извлечь из нашего знакомства с волчьей пастью ( не заглядывая в нутро), - это уверенность, что нам там делать нечего. И тогда нам надо просто встать и уйти.
[...]

Из повествования видно, как важно, чтобы, избавляясь от коварного внутреннего (и внешнего тоже - примечание мое), свести контакт с ним до минимума. Красная Шапочка и бабушка не отвечают волку, не пререкаются с ним, не касаются его. Они не тратят силы на гнев или обиду за вчерашнюю боль, так как гнев, как нам известно, зачастую приводит к сильной и назойливой привязанности, которая толстыми цепями приковывает нас к субъекту, против которого этот гнев направлен. Они даже не насмехаются над ним; они концентрируются только на одном: на избавлении от разрушающего элемента, роль которого на этом этапе повествования полностью закончена." (с)

*******************************************************************************
Не со всеми идеями автора согласна: внешний хищник может поглотить любого, вне зависимости от образа матери, вне зависимости от уровня самоосознания, вне зависимости от чего-либо!
Но длительность пребывания в брюхе хищника, длительность "переваривания" проглоченной личности женщины, глубина травматизации зависят от многих факторов. И здесь важны родительско-детские отношения женщины, уровень самоосознания, уровень самоценности (неполноценность= неполная своя ценность), способность личности "держать удар", воля к жизни и другие личностные характеристики женщины, которые хищником вполне могут быть "переварены" или изувечены, иногда необратимо.

Но все остальное - мне очень нравится:-) Прямо-таки рецепт по разрыву абьюза с предупреждениями, что может случится, если женщина этого не сделает. И отличное наблюдение по поводу гнева, общения или мести, с рекомендацией избавится от разрушающего элемента, приложив все свои душевные и физические силы!

Берегите себя!
promo femina_vita february 28, 2015 01:38 21
Buy for 10 tokens
Генри Фюзели "Ночной кошмар" Фильм-триггер, фильм-шаблон - "50 оттенков серого". Фильм для взрослых :-) Препарируем его, по-взрослому? Поехали. В названии фильма есть ключ к интерпретации фильма, для тех, кто умеет "читать" символизм. Серый цвет символизирует Отречение, смирение,…
Я даже не сомневалась, что текст обвинят в виктимблейминге. Хотя - обычный психологический текст про садо-мазохистскую динамику, где если одна сторона отрицается изнутри, то ее приходится проецировать и проживать вовне. Но поданная именно таким образом информация действительно звучит как обвинение жертвы (как, впрочем, и большинство психоаналитических работ).

Но вот в чем, как мне кажется, пробел юнгианцев (и вообще психологов) - они совершенно забывают о том, что мало иметь в качестве объекта годный образ матери, нужно еще иметь нетоксичную среду вокруг. И мужчины в большинстве случаев ее имеют, а женщины - нет. И именно в случае с сыновьями успешно устанавливаются позитивные ранние связи с объектами (чаще всего, конечно, с материнским). И, идентифицируясь с агрессивным отцом, мальчик получает возможность принятия теневой стороны себя.

Для женщины этот пасьянс бывает вывернут наизнанку, ведь не столь редко случается: разочарованная рождением дочери мать + эмоционально отсутствующий отец, и мы с итоге имеем "Красную шапочку", которая в разладе и с собой, и с другими. Но причиной тому не только семья, ведущий фактор здесь - социальный. Без этих "шапочек" мужской половине человечества просто некого было бы есть.

Авторы подобных текстов совершенно упускают строгий гендерный характер распределения ролей в абъюзе (я даже нормальной статистики не видела ни разу, авторы пси-трудов словно слепнут на один глаз, когда начинают рассуждать о садо-мазохистской партнерской диаде, словно к ним приходит ровно половина женщин-абъюзерок и психопаток, и потому гендерный перевес в этом вопросе можно игнорировать).

Так что да - хищник (мужчина-хищник) - может поглотить любую женщину, и не в ранних отношениях здесь дело, а в том, что общество в целом не препятствует, а, напротив, поощряет подобную динамику.
Спасибо за Ваш комментарий. Абсолютно с ним согласна.
Мне эта выдержка из книги больше важна как рекомендации для жертв абьюза. Почему волк проглотил вопрос очень важный, но менее острый с точки зрения жизни. Автор книги пытается писать из феменистической позиции. На мой взгляд, не пройдя через жернова патриархата, когда на кону твоя человеческая жизнь (психическое и/или физическое здоровье), написать с полным пониманием невозможно. Плюсом профдеформация, которая наблюдается с обеих сторон. Я иногда "удивляюсь", как воспринимают информацию феменистически мыслящие женщины. Вроде бы нет в этой информации тех вещей и того контекста, о которых пишут или говорят. Но по опыту личному, связанному с психологической травматикой в сфере медицинских услуг в России, я не удивляюсь - мне грустно, потому что это хроническая настороженность и ожидание удара, или подлости, или нечестности. Я так общаюсь с любыми врачами теперь. Буду проверять- перепроверять, читать и разбираться, мучить вопросами и мне плевать, что это может быть светило с мировым именем. Я читаю его сообщения со всех слоев восприятия: как сказал, что сказал, почему так сказал и т.д.
Просто это жизненный и очень болезненный опыт. И нет в нем ничего плохого, кроме высокого уровня тревоги.

Edited at 2015-06-18 10:54 am (UTC)